Главная страница
Новости
Компания
Карьера
Акционерам и инвесторам
Обратная связь
Отчетный доклад Совета Директоров ОАО ''АВТОВАЗ'' собранию акционеров за 2003 год
29.05.2004

В отчетный год наше акционерное общество вступило в весьма сложных условиях, вызванных кризисом продаж легковых автомобилей и соответственно существенным сокращением их производства. Подробный анализ причин этого явления мы рассматривали с вами на прошлом собрании. Напомню только, что основной причиной искусственно созданного кризиса перепроизводства отечественных автомобилей стал ажиотажный ввоз в Россию иномарок, вызванный постоянно откладывавшимся в течение полугода изменением ввозных пошлин на иномарки, особенно на подержанные. За предшествующий отчетному 2002 год в Россию по данным Таможенного комитета было завезено около 630 тысяч автомобилей, из них более 500 тыс. подержанных, против 300 тысяч в предыдущие годы.

Январь и февраль отчетного года головной завод работал по специальному графику с сокращенной до 30 часов рабочей неделей.

Советом директоров и Правлением были предприняты чрезвычайные меры, направленные на укрепление и расширение дилерской сети в регионах, приближение товара непосредственно к покупателям, для чего с 1 марта 2003 года общество взяло на себя расходы по доставке автомобилей в регионы оптовым покупателям. Был предпринят ряд мер по улучшению качества, ликвидации систематически возникающих дефектов, увеличены до 2-х лет сроки гарантии, обеспечено полное удовлетворение заявок оптовых покупателей по цветам, моделям и модификациям автомобилей.

Эти и другие меры позволили активизировать продажи и ликвидировать затоваривание. С марта отчетного года конвейера завода работают с проектным темпом при 48-часовой рабочей неделе, т.е. 11 смен в неделю, включая первую смену в субботу. В течение отчетного года все производимые машины продавались, успешно был преодолен традиционный осенне-зимний спад потребительского спроса.

Несмотря на потери в начале года, было произведено 699.9 тысяч готовых автомобилей, что практически соответствует уровню 2002 года, поставлено дополнительно на совместное предприятие ''GM-АВТОВАЗ'' 25,3 тысяч комплектов для производства ''Шевроле-Нивы'', увеличены также поставки разобранных серий на Украину и в Казахстан.

В отчетном году объем произведенной продукции в оптовой оценке (без НДС и акцизов) составил 98,5 миллиарда рублей и превысил уровень предыдущего как в абсолютных, так и в сопоставимых ценах.

Рост отпускных цен на автомобили составил в отчетном году 5,8%, кроме того, для компенсации принятых на АВТОВАЗ транспортных расходов цены на автомобили были повышены еще на 3,2%. При этом цены на материальные ресурсы возросли на 9,6%, в том числе на комплектующие изделия на 7,6%, на материалы - на 12,6%. Тем не менее, относительное удорожание ресурсов было перекрыто, затраты на производство сокращены относительно 2002г., уровень рентабельности производства возрос с 12,4% до 13,0%, получена прибыль, позволившая не только решать задачи технического и социально развития, но и получить возможность выплачивать в существенно больших объемах дивиденды акционерам.

Поскольку анализ баланса и предложения Совета директоров по распределению прибыли по результатам финансового года вынесены отдельным вопросом в повестку дня настоящего собрания, в целях экономии времени сейчас я не стану обосновывать данные предложения.

В акционерном обществе продолжала осуществляться скоординированная политика в области организации оплаты труда и социальной защищенности работников. Установлен единый минимальный уровень заработной платы, который не может быть ниже размера прожиточного минимума, установленного Федеральным законом, установлены единые социальные льготы и гарантии.

Проводится ежеквартальная индексация заработной платы, учитывающая как рост индекса цен на товары и услуги, так и результаты хозяйственной деятельности предприятия. При росте индекса цен за 2003 год на 16,1 процента, рост заработной платы составил 25 процентов, в том числе за счет повышения тарифных ставок и окладов (индексации) - 8,2 процента, остальное - за счет увеличения объемов производства и повышения производительности труда.

Средняя заработная плата работников промышленно-производственного персонала в акционерном обществе за март 2004 года составила 9871 рубль. По факту минимальный размер оплаты труда рабочего 2 разряда (самый низкий разряд у работающих) - 3300 рублей. Максимальными размерами заработная плата не ограничивается и у высококвалифицированных работников может достигать более 20 тысяч рублей.

Доход работников акционерного общества не ограничивается заработной платой. Значительную долю в доходе занимают социальные льготы и выплаты по социальным гарантиям. Но надо отметить, что в последние годы принимаются меры по увеличению доли заработной платы, стимулирующей трудовую активность, и снижается доля социальных льгот, предоставляемых независимо от вклада работников в результаты труда. Выплаты социального характера на одного работающего за 2003 год составили 23610 рублей, в среднем за месяц дополнительно 1967,5 рублей. Общий доход на одного работника промышленно- производственного персонала в декабре 2003 года, включая выплаты социального характера - 10834 рубля, в марте 2004 года - 11838 рублей.

Затраты на рабочую силу остаются одной из основных статей расхода.

В акционерном обществе по прежнему остается высокий уровень затрат на социальные льготы и гарантии по коллективному договору. В значительной мере это адресные выплаты.

Учитывая высокую интенсивность труда, для женщин - будущих матерей установлен дополнительный 10-ти недельный дородовой отпуск, оплачиваемый из средств общества. Оплата производится на тех же условиях, что и больничный лист по директивному дородовому отпуску.

Дополнительно к выплатам по законодательству выплачивается ежемесячное пособие женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. В марте текущего года сумма пособия составила в среднем 1868 рублей в месяц.

Социальная политика государства не дает возможности достойно жить на пенсию, в связи с чем на заводе задерживается большая численность работников пенсионного возраста, что не позволяет вовлекать в производство молодых людей, происходит старение коллектива. С целью поддержания достойного уровня жизни работников после увольнения на пенсию производятся платежи в НПФ (независимый пенсионный фонд) в их пользу. Сумма платежей рассчитывается исходя из 20 процентов средней заработной платы за каждый год работы на заводе. На эти цели за 2003 год израсходовано 335,2 млн. рублей.

В пакете предоставляемых льгот дотации на питание и компенсация убытков комбината питания (481,8 млн. рублей), компенсация стоимости перевозки работников (395,7 млн. рублей), страховые, медицинские платежи и услуги медико-профилактической службы акционерного общества, частичная оплата санаторно-курортного лечения (422,2 млн. рублей), дотации на содержание детей работников в дошкольных учреждениях (426,1 млн. рублей), дотации на отдых, содержание спортивных сооружений (Дворец спорта, стадион, плавательный бассейн, теннисные корты, лыжные базы и др.). На эти цели за 2003 год израсходовано свыше 560 млн. рублей, другие социальные льготы и компенсации на сумму свыше 150 млн. рублей.

Наряду с мерами по исправлению положения в текущем производстве и сбыте продукции Совет директоров акционерного общества направлял свою работу в первую очередь на обеспечение долгосрочной перспективы - развитие производства и повышение технического уровня продукции, рост эффективности хозяйственной деятельности, совершенствование структуры и управления, рост капитализации общества, усиление его позиций на фондовых рынках , и не только Российских, и соответственно, увеличение инвестиционной привлекательности.

В отчетном году наблюдался стабильный интерес к акциям ОАО ''АВТОВАЗ'' со стороны профессиональных участников фондового рынка, что соответственно отразилось и на их котировках. Так рост рыночной цены обыкновенных акций по итогам 2003 года составил 12,44 %, привилегированных акций - 24,6 %.

На рост цены акций ОАО ''АВТОВАЗ'' основное влияние оказала тенденция российского фондового рынка к плавному уходу от вложений в акции так называемых ''голубых фишек'' и усилению интереса к акциям динамично развивающихся компаний, которые только в последние годы вышли на рынок. Рассматривая итоги 2003 года и первого квартала 2004 года необходимо отметить тот факт, что акции ОАО ''АВТОВАЗ'' пользуются стабильным спросом со стороны профессиональных участников российского фондового рынка.

В течение первого квартала 2004 года акции ОАО ''АВТОВАЗ'' характеризовались более существенным ростом котировок: обыкновенные акции к концу марта выросли на 8,9 %, цена же привилегированных акций поднялась на 67,75 %. Основным фактором, вызвавшим рост котировок акций ОАО ''АВТОВАЗ'', стал результат финансово-хозяйственной деятельности Общества по итогам 2003 г., продемонстрировавший существенный рост чистой прибыли и других финансовых показателей.

Отдельно следует отметить укрепление позиций ценных бумаг ОАО ''АВТОВАЗ'' на зарубежных фондовых биржах. 28 апреля 2003 г. глобальные депозитарные расписки (ГДР) на акции ОАО ''АВТОВАЗ'' прошли процедуру листинга на Франкфуртской фондовой бирже, а с 5 мая начались торги по этим бумагам. Продолжили обращение ГДР ОАО ''АВТОВАЗ'' и на Берлинской фондовой бирже. По итогам 2003 г. цена ГДР ОАО ''АВТОВАЗ'' на Берлинской фондовой бирже выросла на 5,77 %, на Франкфуртской фондовой бирже на 7,14 %.

Необходимо также отметить, что несмотря на рост цен на акции ОАО ''АВТОВАЗ'', наметилось сокращение темпов оттока физических лиц-владельцев акций ОАО ''АВТОВАЗ'', ставших акционерами в ходе приватизации. Доля физических лиц в акционерном капитале в 2003 г. снизилась на 2 %, в то время как аналогичный показатель по итогам 2002 г. составил 6 %. Это свидетельствует о том, что ряд акционеров на фоне растущего интереса к фондовому рынку в целом начали рассматривать имеющиеся у них акции ОАО ''АВТОВАЗ'' как альтернативу другим финансовым вложениям и не спешат продавать свои акции.

В отчетном году существенное внимание уделялось внедрению корпоративного кодекса ОАО ''АВТОВАЗ'', утвержденного в январе 2003 г. В соответствии с положениями кодекса приоритетное внимание уделено обеспечению прав акционеров, в том числе прав на регулярное и своевременное получение информации об обществе в объеме, достаточном для принятия взвешенных и обоснованных решений о распоряжении акциями. В соответствии с действующим законодательством и информационной политикой общества публиковались квартальные отчеты о финансово-хозяйственной деятельности Общества, предоставлялась информация о существенных фактах и оперативно размещались сообщения в ленте новостей информационных агентств.

Особое внимание уделяется дивидендной политике, как важнейшему фактору повышения капитализации Общества. Совет директоров рекомендует общему собранию акционеров утвердить решение о направлении на выплату дивидендов по всем акциям общества 631 миллион рублей или 13,5 процентов чистой прибыли, полученной по итогам 2003 финансового года. Сумма дивидендов втрое превышает аналогичные выплаты прошлого года.

Являясь лидером отечественного автомобилестроения на протяжении всей своей истории, АВТОВАЗ всегда был ориентирован на развитие. Без этого невозможно добиваться каких-либо значимых результатов как в прошлом, настоящем, так и в будущем. Работать приходится порой в очень непростых и даже кризисных условиях и наша наступательная позиция, когда мы вопреки всем обстоятельствам делали и делаем ставку на развитие, оправдывала себя ранее и продолжает оправдывать сейчас. Когда задаются вопросы о нашей стратегии, о нашем будущем, то все ответы можно свести к одной простой фразе: ''АВТОВАЗ развивается и будет продолжать развиваться - и в техническом, и в организационном, и во всех других направлениях''. Таким образом, наша главная стратегическая цель остается неизменной - сохранить бесспорное долгосрочное лидерство на российском автомобильном рынке, предлагая качественные автомобили по доступным ценам, а затем активно войти в мировую автомобильную элиту.

Утвержденная программа развития модельного ряда автомобилей до 2010 года предусматривает существенное улучшение потребительских свойств, а именно: доведение конструкции автомобилей до соответствия перспективным требованиям норм безопасности и токсичности как моделей действующего производства, так и выводимых на рынок автомобилей семейства ''Калина'' и ''2170''. Это, в частности, применение двигателей с ЭСУД, усиление боковой защиты, улучшение защиты водителя и пассажиров при столкновении за счет применения элементов безопасности, таких как брусья, силовая схема кузова и т.д.

На проекте ''2123'', реализуемом совместно с СП, получен первый опыт в применении новых технологий проектирования автомобилей с использованием математических моделей, отработке конструкторских и технологических решений на пилотных партиях.

2003 год для модели ''2123'' был годом выхода на проектные показатели по производительности и качеству.

Практически в полном объеме была завершена подготовка производства по сварке кузова. Это позволило достичь выпуска 230 авт./сутки, что практически означает выход на проектную мощность сборочного конвейера СП ''ДЖИ ЭМ - АВТОВАЗ'' - 60 тыс. авт./год. Были сняты многие замечания по качеству черного кузова (улучшено качество сварки, обработка поверхности под окраску, улучшена геометрия кузова).В состав автокомплекта, поставляемого на СП, введен двигатель с верхним расположением генератора, теплообменник гидроусилителя руля, коробка передач с ''разорванным пакетом'' повышенной надежности, повышена прочность валов переднего привода. Проведены необходимые сертификационные испытания автомобиля, получено 3-х годичное одобрение типа транспортного средства для рынка России. Проведены работы по планам устранения несоответствий и повышению качества комплектующих изделий.

В прошлом году была развернута работа по подготовке производства экспортного варианта автомобиля ''21236''. Разработан и передан на СП основной состав КД (конструкторской документации). Основные изменения конструкции автомобиля связанны с установкой двигателя ФАМ-1, коробки передач АЙСИН, новой раздаточной коробки, системы кондиционирования ДЕЛФАЙ, сидений Опель. Улучшены показатели по безопасности: усилен кузов автомобиля, проведена адаптация системы надувных подушек безопасности.

Эти мероприятия позволили получить оценку по рейтингу ЕВРОНКАП на уровне 4 звезд, что соответствует одним из лучших показателей европейских автомобилей этого класса. С освоением производства экспортного варианта автомобиля ''Шевроле-Нива'' измененным кузовом будет комплектоваться также и базовый автомобиль для российского рынка.

В проекте ''Калина'' сделан существенный качественный шаг в проектировании автомобиля, освоении новых технологий сварки, окраски кузова, сборки автомобилей, организации производства.

В 2003 году проведены контрольные испытания прототипов серии 300 автомобиля ''1118'' на соответствие ТЗ. Получены положительные результаты по основным показателям: безопасности, долговечности, устойчивости, управляемости, аэродинамике. Проработан и введен в действие контракт на адаптацию надувных подушек безопасности с окончанием работ в 2005 г.

В отчетном году начато изготовление автомобилей предпилотной партии (изготовление завершено в феврале 2004 года). Во II квартале 2004 г. будет собрана партия пилот-1, в III квартале - пилот-2 со сваркой кузова по основной технологии, в IV квартале планируем начать делать ''товар''.

Технические решения, применяемые при производстве ''Калины'', разработанные с ведущими поставщиками оборудования - Айзенманн, Кука и другими, подтверждают, что интеграция инжиниринга в глобальном направлении остается ключевой и является базой производства наших автомобилей на конкурентоспособном уровне.

Для сварки семейства кузовов ''Калины'' создаются новые производственные участки сварки каркасов кузовов, навесных узлов, укомплектования и рихтовки кузовов, размещаемых в корпусах 01/3 и 01/2 на общей площади 45 тыс. м2. Уровень автоматизации точечной контактной сварки составляет 85%, в сварочных линиях предусматривается применение промышленных роботов повышенной грузоподъемности - 125-150 кг.

Отвечая требованиям оптимизированного производства в сварке кузова, основной производственной единицей сварочного комплекса становятся промышленные работы, из которых, как из ''кирпичиков'', строятся роботизированные линии.

Новое поколение роботов АВТОВАЗа может нести сварочный инструмент для различных видов сварки, а также и другие виды инструмента для нанесения клеев и мастик, маркировки кузова, зафланцовки дверей, а также крупногабаритные захваты и зажимную оснастку для узлов кузова; загружать детали в оснастку линии и выгружать из линии сваренные узлы; манипулировать крупными узлами, сваривая их на стационарных клещах; перемещать крупные узлы по линии, заменяя традиционный транспорт; автоматически заменять клещи и сварочные электроды; измерять сваренные узлы и базы оснастки.

Комплекс сварки кузова ''Калина'', который создается в тесном сотрудничестве с немецкой фирмой ''Кука'', отвечает многим требованиям оптимизированного производства, в его составе будет работать 367 роботов нового поколения, изготовленных на АВТОВАЗе. За счет повышения надежности работы оборудования уменьшены затраты на перемещение и накопление узлов между линиями.

Комплексы окраски кузова и сборки автомобилей изготавливаются совместно с фирмой ''Айзенманн'' (Германия) и соответствуют мировым достижениям в этой области.

Окраска кузовов будет выполняться на линии окраски, включающей в себя: агрегат подготовки поверхности 10 стадий, причем 7 стадий методом погружения, фосфатирование погружением с применением 3-х катионных составов; агрегат катафореза с применением 2-х компонентного безсвинцового грунта 4-го поколения с коррозионной стойкостью 1500 часов в камере соляного тумана; 100%-ю защиту сварных швов герметизирующими составами методом распыления и экструзии; защиту днища специальными мастиками; обработку скрытых сечений заливкой расплавленных консервационных составов с защитными свойствами (более 1000 часов в камере соляного тумана).

Сборка автомобилей будет осуществляться на линии, состоящей из 3-х типов транспортных систем: линии интерьера - напольная линия, по которой движутся платформы, что позволит операторам выполнять сборочные операции, перемещаясь вместе с кузовом; линии шасси - подвесная транспортная система с индивидуальным электроприводом каждой тележки;

линии финиша - пластинчатый конвейер.

Для обеспечения качества применен принцип модульной сборки, собираемых и 100% тестируемых узлов на отдельных участках. На физически тяжелых операциях предусмотрены манипуляторы, для отдельных, например, нанесения клея на стекла, предусмотрены робототехнические комплексы. Современное испытательное оборудование позволит объективно диагностировать основные параметры автомобиля без пробега по треку. Это обеспечит качественную сборку автомобилей, сократит трудоемкость.

По проекту ''2170'' разработана конструкторская документация, изготовлено 5 прототипов, проведены испытания.

Отработана программа анализа собираемости кузова, проведены тесты мастер-моделей, разработаны математические модели совместимости с каркасом кузова базового автомобиля ''2110''. Подготовлен демонстрационный автомобиль для участия на Московском автосалоне. Осуществляется серьезная доработка конструкции выпускаемых автомобилей под требования безопасности и токсичности. Проведены работы по доводке автомобилей до соответствия требованиям Правил R94, R95 ЕЭК ООН. Завершен необходимый комплекс испытаний, выдана конструкторская документация, проведена омологация автомобилей, получены сертификаты. Проведен комплекс работ по адаптации подушки безопасности водителя. Проведены все необходимые конструкторские, доводочные и сертификационные работы по освоению двигателя 1,6 л с улучшенными характеристиками для семейства ''2110'' под экологические нормы Евро-2 и Евро-3.

В связи с планируемым принятием в России закона об экологической безопасности автомобильной техники проведен комплекс работ по подготовке к переходу на 100% выпуск всех автомобилей под экологические нормы Евро-2.

Мощности ОАО ''АВТОВАЗ'' позволяют нам производить 2% мирового объема легковых автомобилей в год, при этом мы являемся в Европе самым крупным производителем по объему производства на одной производственной площадке, что позволяет поддерживать оптимальные экономические параметры общества за счет эффекта масштаба производства.

Причем необходимо отметить, что все это делаем мы при возможной реализации программ ''аутсорсинга'' и ''инсорсинга'', т.е. оптимальном сочетании собственного производства и кооперированных поставок, сохраняя экономический баланс, не нарушающий нормальную жизнедеятельность общества, как в стратегическом развитии, так и в финансово-экономическом и производственно-социальном направлениях.

В июле 2002 года Правительством РФ утверждена Концепция развития автомобильной промышленности до 2010 года, основная идея которой заключается в том, что большая часть транспортных средств, продаваемых на российском рынке, должна производиться на заводах, находящихся в России.

С учетом: старения отечественного автопарка (на долю машин старше 10 лет приходится 49,9 процентов от всего российского автопарка, за последние пять лет эта цифра выросла на 2,5 процента); наличия в парке 7,6 млн. автомобилей классической компоновки; невысокой покупательной способности россиян. Необходимо предложить российским потребителям и жителям стран СНГ обновленные версии ''Классики'', ''Самары'', ''Нивы''. С учетом дополнительных возможностей по мощностям силовых агрегатов (о чем речь ниже), целесообразно поставить на производство в ближайшие годы модернизированные автомобили по доступной большинству российских покупателей цене.

Вместе с этим начаты работы по разработке автомобиля на новой платформе с постановкой на производство в 2010-2012 годах. Он будет являться дальнейшим развитием наших автомобилей, соответствовать ужесточенным требованиям по безопасности и экологии следующего десятилетия, отличаться улучшенными потребительскими свойствами и качеством.

Таким образом, в стратегическом плане ОАО ''АВТОВАЗ'':

продолжает инициативы, направленные на укрепление своих позиций на рынке России, в ближайшем зарубежье, а также на развивающихся рынках; адекватно реагирует в рамках общей стратегии развития российского автопрома на новые условия конкуренции путем дальнейшей интеграции в мировое автомобилестроение; стремится достичь оптимального баланса между собственным производством комплектующих и закупкой их у других производителей; улучшает систему управления качеством через внедрение стандартов ИСО 9001:2000 и ИСО/ТУ 16949; продолжает совершенствовать внутрикорпоративные взаимоотношения в русле заинтересованности и ответственности каждого за удовлетворенность потребителей; ориентируется на партнерские отношения с лидерами мирового автомобилестроения, как в области разработки конструкции, так и технологии изготовления.

Надеюсь, что акционеры поддержат направление работ и программы технического развития общества.

Под постоянным контролем Совета директоров находились вопросы организационного развития, совершенствования управления компанией, ее реформирование.

Реформирование корпоративной структуры и системы управления было направлено на достижение стратегической цели - обеспечение конкурентоспособности корпорации в долгосрочной перспективе, что возможно достичь только за счет высокой мобильности в удовлетворении запросов покупателей при одновременном повышении качества автомобилей и снижении затрат на их производство. Достичь такой эффективной деятельности, как показывает опыт мирового автомобилестроения, возможно только перестроив свои организационные структуры на принципах децентрализации управления и используя технологии гибких производств, т.е. осуществив глубокое реформирование производственно-хозяйственной деятельности акционерного общества.

Такая работа была проведена в период, начиная с 1999 года по настоящее время, после принятых в 1998 году Советом директоров и собранием акционеров решений о приведении структуры и системы управления ОАО ''АВТОВАЗ'' в соответствие с рыночными условиями хозяйствования с целью обеспечения конкурентного преимущества корпорации в долгосрочной перспективе.

Для решения этой задачи в период реформирования осуществлены принципиальные организационные изменения по основным направлениям деятельности Компании и акционерное общество ''АВТОВАЗ'' уже подготовлено к преобразованию в рыночно-ориентированную компанию холдингового типа, состоящую из бизнес-процессов, структурно выделенных по продуктовому, функциональному и территориальному признаку на основе структурно выделенных бизнес-процессов. Созданы и функционируют бизнес-единицы производственного и социальных блоков. Сформированные бизнес-единицы наделены значительной экономической самостоятельностью, в т.ч. по вопросам экономического стимулирования, нацеленного на постоянное снижение затрат и получение прибыли за счет эффективной деятельности. Сформирован единый стратегический центр управления (Корпоративный центр ОАО ''АВТОВАЗ''), представленный функциональными дирекциями, подчиненными вице-президентам по направлениям деятельности. Ранее действующая сложная, многоступенчатая система управления преобразована в простую двухуровневую структуру: Корпоративный центр - бизнес-единица. Модернизирована система бюджетного управления на уровне корпорации, основой которой является исполнение централизованного заказа, балансировка используемых ресурсов, доведение показателей деятельности и контроль исполнения бюджетов расходов и доходов по каждой бизнес-единице и ОАО ''АВТОВАЗ'' в целом.

Проведены серьезные преобразования по централизации поставок ТМЦ, организации многоуровневых поставок и создания консигнационных складов для поставщиков, что позволило высвободить оборотный капитал около 2 млрд. рублей и сделать более прозрачной систему закупок комплектующих и материалов для бизнес-единиц основного производства.

Наиболее полно преобразования затронули систему управления сбытом товарной продукции, в основу которых были положены рыночные взаимоотношения между всеми участниками процесса, гибкая политика в ценообразовании, преобразованы структуры, занятые поставками сборочных комплектов и продукции на экспорт. Осуществлен переход к реально действующей двухуровневой системе сбыта товарной продукции типа ''завод-региональный дистрибьютер-дилеры'' или ''управление региональных поставок-дилеры''. Внедрена система бизнес-планирования на торговых предприятиях сбытовой сети, позволяющая обеспечить постоянный контроль и оценку экономической эффективности деятельности дочерних предприятий дилерской сети.

Модернизирована система управления техническим развитием на основе обеспечения гарантированного финансирования программ технического развития, установлением обоснованных нормативов затрат на разработку и постановку новых автомобилей на производство, внедрения единого корпоративного механизма планирования и контроля за расходованием всех видов ресурсов.

Сформирован структурно выделенный блок бизнес-единиц социальной сферы с внедрением системы долевого обеспечения социальных задач, основанной на переходе от содержания учреждений социально-бытового назначения к централизованному финансированию отдельных социально значимых программ, а также развития механизмов их самофинансирования.

Таким образом, получена по сути новая корпоративная структура и система управления Компании с развитыми горизонтальными связями между структурными производственными единицами, являющимися центрами финансовой ответственности, единым стратегическим и финансовым управлением, централизованным управлением дочерними обществами.

В 2003 году основные усилия были направлены на практическое внедрение и развитие системы экономического управления бизнес-единицами, созданными в структуре ОАО ''АВТОВАЗ''. Эти работы были сконцентрированы на решение следующих основных задач и получены следующие результаты:

- завершены работы по внедрению системы бюджетного управления в пилотном режиме в трех бизнес-единицах;

- начата эксплуатация системы экономического управления во всех бизнес- единицах производственного комплекса и социальной сферы в структуре ОАО ''АВТОВАЗ''. Система предусматривает делегирование бизнес-единицам дополнительных функций и полномочий по управлению экономикой производств в соответствии с ростом ответственности за экономические результаты деятельности;

- проводилась корректировка методологии и уточнение нормативной базы формирования месячных бюджетов с учетом результатов внедрения пилотного проекта и специфики планирования деятельности отдельных бизнес-единиц;

- в практику управления для решения локальных задач внедрялось бизнес-планирование;

- совершенствовался механизм экономического стимулирования бизнес-единиц с целью мотивации персонала в повышении эффективности производства. В 2003 г. предоставлены дополнительные права бизнес-единицам по распоряжению фондом оплаты труда;

- совершенствовалась система управления затратами в производственных бизнес-единицах. Внедрена система контроля деятельности бизнес-единиц по отклонениям от нормативных и плановых показателей. Внедряется система взаиморасчетов между бизнес-единицами, направленная на повышение ответственности за качество продукции и работ, сохранность товарно-материальных ценностей;

- новые механизмы управления внедрены на основе современных информационных технологий. Бизнес-единицы оснащены необходимой вычислительной техникой, призванной обеспечить решения новых задач управленческого учета и экономического управления.

В результате система корпоративного управления обеспечивает раздельный учет затрат на все виды деятельности, оценку их вклада в формирование общего финансового результата, возможность расширенного развития корпорации при включении в неё новых производственных единиц и дочерних обществ.

В 2003 году продолжалось совершенствование системы управления финансами. Основное внимание было нацелено на обеспечение учета финансовых результатов деятельности бизнес-единиц, на создание комплексной системы управления внешними и внутренними финансовыми ресурсами. Велась работа по формированию современной финансовой инфраструктуры и инструментов финансирования, способных более эффективно обеспечивать стратегическое развитие и текущую деятельность акционерного общества. Внедрялись мероприятия по развитию системы управления корпоративными ресурсами - управление капиталом, размещенным в дочерних акционерных обществах. Для реализации этих задач в составе Финансовой дирекции организован центр финансовых рисков, контроля и защиты информации, созданы управление консолидированного платежного бюджета и отдел новых финансовых проектов.

Работы по совершенствованию системы управления закупками велись в направлении повышения эффективности взаимодействия с поставщиками и предприятиями-смежниками, продолжалось внедрение организационного проекта обеспечения закупок в условиях функционирования бизнес-единиц и совместного предприятия. Внедрен пилотный проект информационной системы обмена данных между ОАО ''АВТОВАЗ'' и поставщиками на основе интернет-технологий, приняты мероприятия по внедрению этой системы во взаимоотношениях с основными поставщиками акционерного общества.

Совершенствовалась система управления дочерними обществами сервисно-сбытовой сети. Проводилась диагностика финансово-хозяйственной деятельности дочерних и зависимых обществ дилерской сети. Внедрялась система бизнес-планирования производственно-хозяйственной деятельности, улучшалась система управленческого учета и отчетности этих дочерних предприятий.

В 2003 году были завершены работы по внедрению основных решений проекта глубокого реформирования ОАО ''АВТОВАЗ'', проведена опытная эксплуатация системы экономического управления в условиях функционирования бизнес-единиц и достигнуты следующие результаты:

1. Получена ''прозрачная экономика'' по всем направлениям производственно-хозяйственной деятельности ОАО ''АВТОВАЗ''.

2. Созданы экономические и правовые условия для передачи полномочий по управлению затратами и снижению издержек на уровень бизнес-единиц, где они и возникают.

3. Значительно усилена роль экономической составляющей в принятии управленческих решений в процессе деятельности бизнес-единиц и предприятия в целом.

4. Существенно упрощена система управления акционерным обществом за счет снятия со служб Корпоративного центра функций по ''оперативной опеке'' деятельности бизнес-единиц.

5.Накоплен практический опыт по экономическому управлению бизнес-единицами, с его возможным использованием при необходимости формирования холдинговой структуры управления акционерным обществом.

Сегодня ОАО ''АВТОВАЗ'' с обновленными структурой и системой управления подготовлено к дальнейшему этапу своего развития -стратегическому партнерству с ведущими производителями автомобилей и компонентов, а также интеграции в мировой бизнес.

Уважаемые господа акционеры, в заключение хотелось бы сказать, что отчетный год был и трудным, и успешным. Мы получили не только уроки, но и неплохие результаты.

Спасибо за внимание.

Пресс-центр ПАО ''АВТОВАЗ''
Назад